Мы гордимся именем нашего
великого земляка – выдающегося ученого-естествоиспытателя. Именно им в городе
созданы многие научные и учебные заведения. В 1929 году по ходатайству И.В.
Мичурина Наркомзем СССР принял постановление
о создании в городе научно-учебно-производственного центра. В августе этого
же года решением Президиума Центрально-Черноземного областного исполнительного
комитета открыто одно из учебных заведений, у которого сложилась интересная
творческая судьба - селекционно-растениеводческий техникум имени И.В. Мичурина.
У истоков создания
учебного заведения вместе с И.В. Мичуриным стояли такие известные ученые, как доктор
сельскохозяйственных наук, академик ВАСХНИЛ, лауреат Государственной премии
П.Н. Яковлев, член-корреспондент ВАСХНИЛ И.С. Горшков.
Не менее легендарны и
выпускники учебного заведения разных лет: доктор сельскохозяйственных наук,
профессор, академик ВАСХНИЛ Г.Т.Казьмин, председатель Тамбовской областной думы
В.Н. Карев, глава администрации Токаревского района Тамбовской области В.Н.
Айдаров, Заслуженный работник сельского хозяйства, председатель областного
Агропромсоюза А.Д. Чуканов, член-корреспондент Российской академии образования,
преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова
В.А. Иванников и многие другие мастера своего дела, получившие свою
первую профессию в Мичуринском аграрном колледже.
Основные задачи колледжа
на современном этапе заключаются в удовлетворении потребностей личности в
интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; обеспечении общества
квалифицированными специалистами со средним профессиональным образованием;
формировании у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, самостоятельности
и творческой активности; сохранении и приумножении нравственных и культурных
ценностей общества.
Нынешний Мичуринский
аграрный колледж – это учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров на
повышенном уровне для агропромышленного комплекса по пяти специальностям:
Агрономия, Механизация сельского хозяйства, Страховое дело, Правоведение,
Налоги и налогообложение. Ежегодно в колледже по очной и заочной формам
обучаются около тысячи студентов. Для
большинства из них профессия, получаемая в колледже, - первая, поэтому
преподаватели с особой заботой относятся к своим воспитанникам, чтобы у них
возникло ощущение гордости и радости быть причастным к земле, носящей имя
великого ученого.
Знания студенты получают
от опытных, грамотных и требовательных педагогов. Знания – дело великое.
Знаниями можно соединить людей, а можно
и разъединить. Преподаватели колледжа “соединяют знаниями”, воспитывают интерес
к избранной профессии, формируют умения будущих специалистов.
Они творчески подходят к
организации учебного процесса, постоянно работая над внедрением нетрадиционных
форм и методов обучения, которые
позволяют сделать образовательную деятельность более привлекательной для
студентов. Основные направления этой работы: проблемное и модульное обучение,
игровые приемы работы, опорные блоки и
конспекты, информационные технологии с использованием мультимедийных
программ, выездные занятия и другие приемы, активизирующие усвоение знаний
обучаемыми.
Работа в цикловых
комиссиях ведется по узловым темам: «Роль самостоятельной работы при реализации
проблемно-поисковых методов обучения», «Деловая игра как форма развития
профессиональных навыков в обучении общетехническим дисциплинам», «Формирование
профессиональных интересов при изучении общеобразовательных дисциплин в рамках
реализации личностно-ориентированной технологии обучения», «Исследовательская
работа как форма оптимизации учебной деятельности при подготовке специалистов
для сельского хозяйства», «Эффективность блочно-модульной технологии обучения
при изучении экономических дисциплин».
И. В. Мичурин говорил:
«Заветной мечтой моей жизни всегда было видеть, чтобы люди останавливались у
растений с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием, с каким
останавливаются они перед какой-либо новой, еще небывалой машиной». Преподаватели
специальности «Агрономия», самой старейшей в колледже, весь свой опыт и знания отдают для того,
чтобы осуществить мечту ученого, творчески прокладывавшего самостоятельные пути
познания природы растений. Педагоги отлично понимают, что нельзя смешивать
такие понятия, как знать профессию и любить ее. Мало познакомить молодого
человека с профессией, надо еще воспитать агронома. Каждым уроком, каждым
внеклассным мероприятием преподаватели стараются показать, что профессия
земледельца – особая, ни с чем не сравнимая. Трудно вычислить коэффициент ее
престижности. Здесь совсем иное измерение. Нравственное!
Хлебное поле и плодовый сад – не цех
завода, хотя и имеют свою строгую технологию производства. Не посеешь вовремя –
потеряешь урожай. Для каждого сорта есть своя агротехника. Сегодня для
получения хорошего урожая надо вычислить норму высева и глубину заделки семян,
сроки и способы
посева. А это целая наука. И творчество тоже.
Наукой и одновременно
искусством является и селекция. По словам Н.И. Вавилова: «Селекционный сорт
есть результат вмешательства человека в природу растения». Верно подмечено в
народе: «У безграмотного – колос, а у грамотного – пять». Грамоте селекции и
семеноводства обучает студентов преподаватель С.И. Акмаева.
С уверенностью можно
сказать, что техники – выпускники Мичуринского
аграрного колледжа – это разносторонние
квалифицированные специалисты сельскохозяйственного производства, способные
личным примером продемонстрировать правила технического обслуживания, ремонта и
эксплуатации машинно-тракторных агрегатов и самоходных машин.
Вся деятельность предприятий,
учреждений, организаций регулируется законами и другими нормативными актами,
поэтому в 1991 году колледж начал подготовку кадров по специальности «Правоведение».
Юридические дисциплины весьма разнообразны.
Они требуют от студентов аналитического мышления, стремительного динамизма,
тонкой логичности. Для будущих правоведов нравственные качества – это не только
свойства личности, но и свойства выбранной ими профессии. Именно поэтому
преподаватели учат своих воспитанников всегда помнить, что закон, пока он
действует, есть закон, и нет таких обстоятельств, при которых его неисполнение
считалось бы допустимым или оправданным. Это дело принципа.
С 1995 года в колледже ведется
обучение студентов по специальности «Страховое
дело». В современных условиях все более отчетливо проявляется взаимосвязь
перспектив страхования с системой возникающих рыночных отношений.
Соответственно, появляется необходимость подготовки кадров, которые могут
работать в этой системе.
Для теоретического и
практического обучения будущих специалистов страхового дела создана хорошая база. Учебные кабинеты и лаборатории
обеспечены достаточным количеством учебно-методической
литературы, раздаточного материала, технических средств обучения, в том числе
компьютерной техникой, мультимедийными обучающими программами.
Подготовку кадров осуществляют
высококвалифицированные преподаватели, среди которых Заслуженный учитель Российской
Федерации Л.П. Бурлакова.
Выпускники специальности «Страховое
дело» не подводят своих наставников. Они успешно трудоустраиваются в страховых компаниях
Тамбовской, Липецкой, Московской и других областей в качестве страховых
агентов, бухгалтеров, менеджеров. Ведущими специалистами в страховых
организациях «Россо-Гарант», «Росгосстрах-Центр», «Спасские ворота» работают
О.Н. Макеева, Я.А. Соколова, Т.В. Хатунцева. Много выпускников Мичуринского
аграрного колледжа и среди специалистов Сбербанка РФ.
Самой молодой
специальностью в колледже является «Налоги и налогообложение», в 2006 году
проведен первый выпуск специалистов. Студенты, обучающиеся и по этой
специальности, проявляют глубокий интерес к теоретической и практической
подготовке, показывают высокий уровень знаний, стремятся в совершенстве
овладеть выбранной профессией, а педагоги творчески передают им свой опыт. В
формировании квалифицированного специалиста преподавателям помогают
профессионалы – специалисты налоговых служб, являясь руководителями дипломных
работ студентов выпускного курса.
Теоретическое обучение, безусловно,
должно закрепляться на практике. Для практической подготовки студентов
используется база как своего учебно-производственного хозяйства, где студенты выполняют все виды сельскохозяйственных
работ,
так и других
сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности,
в частности ГНУ ВНИИГ и
СПР им. И.В.Мичурина, ГНУ ВНИИС им. И.В.Мичурина, СХПК им. И.В.Мичурина, учхоза
«Роща», СХПК «Зеленый Гай», СХПК «Нива».
По специальности «Налоги
и налогообложение» базами практики являются инспекция Министерства РФ по
налогам и сборам по г.Мичуринску и Мичуринскому району,
финансово-экономические, торговые, социальные органы и службы Тамбовской
области.
Будущие специалисты страхового
дела проходят практику в организациях Росгосстраха городов Мичуринска и
Тамбова, Мичуринского района, филиале ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в
г.Тамбове, а выбравшие специальность «Правоведение» – в правоохранительных органах г.Мичуринска и
других городов и районов Тамбовской области: прокуратуре, суде, УВД.
В период практического обучения
студенты осваивают рабочие профессии: «Плодоовощевод»,
Теоретическая и практическая
подготовка специалистов находит свое продолжение в научно-исследовательской деятельности студентов. В рамках
студенческого самоуправления были разработаны и осуществлены проекты
«Празднование юбилея И.В.Мичурина в рамках образовательного учреждения» и «Профилактика
употребления наркотических и других психотропных веществ в среднем специальном учебном заведении».
На XIX Всероссийской открытой конференции
обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» выступила с докладом «Значение лесополос
в защите почв от загрязнений свинцом» студентка агрономического отделения
Шибанова Л.И.
Одна из проблем, которые ежедневно
приходится решать преподавателю – проблема мотивации интереса обучающихся к
изучению любой дисциплины.
Способом
решения этой проблемы часто оказывается поиск разнообразных, а иногда и
невероятных с обыденной точки зрения педагогических приемов.
Один из таких приемов – организация
внеаудиторной воспитательной работы. Проведение
тематических вечеров, праздников, турниров, предметных недель, студенческих
рингов, конкурсов, игровых шоу, спектаклей и использование других форм и
методов как нельзя лучше соответствует принципам развивающего обучения,
способствует активизации познавательной деятельности студентов.
профессиональных
знаний, но и проявлять себя творчески, радуя преподавателей и однокурсников удивительными
вечерами и концертами, участвуя в
областных литературных праздниках, городских фестивалях «Студенческая весна»,
«Споемте,
друзья!», занимая при этом призовые места, получая призы зрительских симпатий.
Студенты колледжа постоянно заботятся
и о своей физической подготовке. Занятия физкультурой, тренировки в спортивном
и тренажерном залах позволяют им ежемесячно проводить внутриколледжные
соревнования по различным видам спорта и
участвовать в областных спартакиадах.
Кардинальные
изменения в социокультурной и экономической сферах жизни общества требуют
совершенно нового понимания задач профессионального образования.
Совершенствование системы обучения усложняет требования к уровню подготовки
выпускника, а, следовательно, и к педагогической деятельности. Учение – это большой и нелегкий труд.
Конкурентная борьба, характеризующая сегодняшний рынок труда, определяет
высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует
преподавателям новые подходы к качеству образования.
Педагогический
коллектив Мичуринского аграрного колледжа понимает, что конкурентоспособность
специалиста – это главный критерий на рынке труда. Вместе с тем педагоги все
делают для того, чтобы не только воспитать профессионала, но и приобщить его к
добру, любви, правде, истине и красоте.